Пушкин А.С. Няне

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31»

  г. Мытищи Московская область

 

  ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НА ТЕМУ:

  «А. С. Пушкин «Няне». Понятие о лирическом послании. Отношения поэта с Ариной Родионовной. Сопоставление текста стихотворения «Няне» с одноимённым романсом Г. Свиридова».

Учитель русского языка и литературы: Золотухина Ж.Г.

Дата проведения: 16 ноября 2016 года

                      ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Содержание урока: Методическая разработка урока в 5 классе.

Тема: «А. С. Пушкин «Няне». Понятие о лирическом послании. Отношения поэта с Ариной Родионовной. Сопоставление текста стихотворения «Няне» с одноимённым романсом Г. Свиридова».

Тип: Комбинированный урок: открытия нового знания; урок – исследования (урок творчества); общеметодологической направленности; урок систематизации ЗУН.

Оборудование урока: учебник под ред. В.Я.Коровиной; интерактивная доска в классе – работа на базе презентации в качестве наглядно-иллюстративного  материала. Аудиозапись романса Георгия Васильевича Свиридова из Цикла «Шесть романсов на слова А. С. Пушкина» – «Няне» в исполнении Дмитрия Хворостовского.  

Основные цели:

Цели урока:

Образовательные:

— познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина и его няни Арины Родионовны, стихотворением, посвящённым няне поэта;

— формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений и творческих способностей;

— формирование умения анализировать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы, и выделять важную информацию;

— обобщение и закрепление теоретических понятий: лирический герой, жанр стихотворения – послание, выражение настроения лирического героя, перефраза, олицетворяющий эпитет;

— обучение приёмам целостного анализа текста лирического произведения, связывающим изученные понятия в единую систему.

Развивающие:

— развитие основных видов речевой деятельности, чтения, письма и слушания;

— развитие мышления и формирование процессов (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи;

— развитие навыков выразительного чтения, словесного рисования;

— развитие аналитических и творческих способностей, потребности в коммуникативной деятельности на эстетической основе;

— формирование исследовательской компетентности пятиклассников, развитие умения овладевать художественными образами, выразительными свойствами языка, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения.

Воспитательные:

— формирование эстетического вкуса, интереса к  творчеству великого русского поэта и композитора;

— воспитание наблюдательности и любознательности у учащихся, интереса к литературе;

— воспитание чувства любви к ближнему, высоких нравственных устоев на примере отношений поэта и няни.

Способ усвоения знаний преимущественно эвристический, исследовательский.

Введение практических  и познавательных  задач.

Характер взаимодействия учителя и учеников – учебно-образовательный диалог.

Организационная форма урока:  беседа с элементами практической работы.

Технологии:

— проблемного обучения;

— личностно-ориентированного развивающего обучения;

— интеграции в образовании;

— применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении.

Приветствие. Записывается домашнее задание.

Д/З: читать поэму «Руслан и Людмила», иметь текст. Выучить наизусть стихотворение  А. С. Пушкина «Няне». Повторить теоретический материал по тетради.

ТЕМА: «А. С. Пушкин «Няне». Понятие о лирическом послании. Отношения поэта с Ариной Родионовной. Сопоставление текста стихотворения «Няне» с одноимённым романсом Г. Свиридова».

АНАЛИЗ стихотворения предваряет рассказ учителя о няне поэта, Арине Родионовне. Можно поручить ученикам подготовить сообщения об интересных фактах общения Пушкина с няней.

Начало урока: 1 СЛАЙД.   «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»  – писал А.С. Пушкин о народных сказках. Но эти самые слова так подходят и к его сказкам, которые мы любим с детства.

2 СЛАЙД.     ВОПРОС: как же были написаны сказки Пушкина? Кто помог поэту найти сюжеты к этим сказкам и подарить детям всех времён прекрасную страну – Лукоморье?

(ОТВЕТ: няня Арина Родионовна, которая рассказывала ему эти сказки.)

3 СЛАЙД.

Мастерица ведь была

И откуда что брала!

И куда разумны шутки,

Поговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины…

Няня… При жизни ее звали Арина. Под старость некоторые именовали ее Родионовна, как делается иногда в деревнях. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал «няня» (один раз даже с заглавной буквы).

Когда Пушкин родился, Арине был 41 год, через два года она овдовела. Она вынянчила Александра и Льва, но кормилицей была только для Ольги, старшей сестры Пушкина. В год рождения Александра отец Пушкина дал ей вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом-хранителем своего любимца.

4 СЛАЙД.     Первое лето в своей жизни Пушкин провел в родовом  поместье Михайловском, куда его привезли вскоре после рождения; лишь осенью родители уехали в Петербург.

5 СЛАЙД.     Огромную любовь солнце русской поэзии питал к своей незабвенной Арине Родионовне. Ей он посвящал стихи, ее образ прослеживается через все творчество поэта.

6 СЛАЙД.     Согласно «Указателю поэзии Пушкина» Томаса Шоу слово «няня» в разных падежах поэт употребил в стихах 23 раза.

В «Словаре языка Пушкина», включающем письма и черновики, слово «няня» отмечено 36 раз.

7 СЛАЙД.     Когда она начала его нянчить, неясно, но «на седьмом году няню сменили гувернеры и учители». Его любовь к няне и роль ее в его жизни относятся к михайловской ссылке, которая продолжается два года, няня — его помощница в практических делах, в быту. Ее доброта и забота о нем и приезжающих делают ее незаменимой. Арина Родионовна старалась всячески скрасить одиночество поэта.

Царь за провинность сослал Александра Сергеевича в ссылку, в Михайловское. С августа 1824 по сентябрь 1826 года Пушкин проживал здесь в одиночестве.

8 СЛАЙД.    В эти два года ссылки НЯНЯ вновь станет верным спутником своего Саши… Есть с кем поговорить, рассказать о своих творческих планах, зачитать вновь родившееся стихотворение, ведь няня всегда выслушает…

Но я плоды своих мечтаний

И гармонических затей             9 СЛАЙД.

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей.

10 СЛАЙД.    Единственным развлечением долгими зимними вечерами для него служили сказки, которые рассказывала Арина Родионовна. Тогда же он напишет брату Льву о своём времяпрепровождении (начало ноября 1824 г.): «До обеда пишу записки, поздно обедаю…  Вечером сказки слушаю».

11 СЛАЙД.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя…  
– вот как обращается поэт к своей верной спутнице, поддерживающей его добрым словом в деревенском одиночестве, в своём стихотворении «Няне».

12 СЛАЙД. Её образ живет в пушкинских строках, поэт оставил несколько рисунков с ее портретами, на одном из них он представил ее в годы цветущей юности в кокошнике, с длиной косой.

Для Пушкина она была «нянюшкой», «подругой юности», «голубкой». Стихи Арине Родионовне посвятил Николай Языков, о ней в «Записках о Пушкине» вспоминает Иван Иванович Пущин, лучший друг Пушкина по лицею.

13 СЛАЙД. В стихотворении «Вновь я посетил» Пушкин рассказывает о том, как вновь вернулся в Михайловское, где он прожил в ссылке два года. С тех пор прошло десять лет, и многое переменилось в его жизни.

14 СЛАЙД.    Не без горечи от утраты автор сообщает нам, что

                 Уже старушки нет – уж за стеною

                 Не слышу я шагов ее тяжелых,

                 Ни кропотливого ее дозора.

В пушкинском сознании няня после смерти живет как ностальгический, невероятно притягательный образ.

15 СЛАЙД. Арина Родионовна скончалась в возрасте 70 лет, в 1828 году. История жизни няни А. Пушкина очень проста. Поэт ласково называл её «подругой юности моей», «доброй подружкой»,  создав в своих произведениях романтический образ любимой няни. 16 СЛАЙД.

В деревне Кобрино был сохранён домик, в котором родилась и выросла Арина Родионовна. Теперь там музей. 17 СЛАЙД.

Память об Арине Родионовне сохранилась до наших времён. 18 СЛАЙД.

Этого очень хотел Пушкин, говоря: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка». 19 СЛАЙД. 20 СЛАЙД. НЯНЕ Пушкина установлено множество памятников… (ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ!)

 

Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

                                        Николай Доризо. 21 СЛАЙД.

 

Известный русский писатель Аксаков, написавший сказку «Аленький цветочек», в своей речи на открытии памятника Пушкину в Москве сказал прекрасные слова: «Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память». 22 СЛАЙД.

Закончив наш разговор о значимости няни в жизни великого русского поэта Пушкина, перейдём к непосредственной теме нашего урока – к стихотворению, которое поэт посвятил своей няне: 23 СЛАЙД.

А. С. Пушкин «Няне». Понятие о лирическом послании.

ЗАПИСАТЬ ТЕМУ В ТЕТРАДЬ!

ВЫКЛЮЧИТЬ ПРЕКТОР!

Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения

«Няне» Александра Сергеевича Пушкина.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…

 

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «НЯНЕ»

ОБЪЯВЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ УРОКА: Сегодня мы рассмотрим стихотворение, посвященное Арине Родионовне, которое так и называется «Няне», научимся некоторым приёмам анализа стихотворения, познакомимся с новыми тропами,  вспомним изобразительно-выразительные средства, которые знаем, и определим их роль в художественной структуре стихотворения А.С.Пушкина.

ВОПРОС: к кому обращено стихотворение? (В стихотворении Пушкин обращается к своей няне – Арине Родионовне.)

Каким настроением пронизано это стихотворение?

( Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.)

Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

(В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие:

Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

…Глядишь в забытые вороты…
страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.)

Итак, (…) – этими чувствами поэт наделяет лирического героя стихотворения.

Анализируя лирическое произведение, будем помнить, что лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в ст-и. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.

ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!

Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно.

Поэтому жанр стихотворения (М.б. скажут сами) – послание – поэтическое произведение в форме обращения к кому-либо.   ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!

В лирическом произведении и жанр, и композиция, и ритмика, и изобразительно-выразительные средства – всё способствует выражению настроениялирического героя.

Рассмотрим, как выражается настроение в этом стихотворении.

Очень важным средством создания образности в ст-и А.С. Пушкина «Няне» выступает перефраза. Это новое понятие для вас.

Например,

  • корабль пустыни – (это кто?) верблюд;
  • чёрное золото – (что это?) нефть;
  • голубая планета – (что мы так называем?) Земля.

Или, например, осень в стихах Пушкина превратилась в «унылую пору» и «очей очарованье». (Он не говорит прямо: «Осень ты уныла, но я тобой любуюсь»…, а описывает образно красоту данного явления – золотая осень.)

ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ! – Перефраза – это…       ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Первые две строки стихотворения – обращение лирического героя к …(няне). ВОПРОС: а как мы понимаем, что герой обращается именно к ней? Что нам помогает это понять? Пушкин что прямо так и пишет: «Здравствуй, няня…»или «Привет, дорогая Арина Родионовна!»?

(Перед нами две перефразы: в одной поэт подчёркивает дружеские отношения в трудные для него времена («Подруга дней моих суровых»)
ВОПРОС: какое образное средство помогает нам понять, что времена были трудные? (Олицетворяющий эпитет «суровые».) О каких временах «суровых» и трудных вспоминает А.С.? (Правильно, когда няня разделяла с ним тяготы и одиночество ссылки.)

ВОПРОС: повторяем, дружеский тон мы слышим в обращении к близкому человеку, а ещё что? (Вторая перефраза: «Голубка дряхлая моя!») Слово «голубка», оно звучит с…(нежностью). А «дряхлая»? Неужели поэт и, правда, считает, что няня дряхлая? (Конечно, нет, это слово звучит с оттенком дружеской шутки, ведь заключает он словом (часть речи?!)… местоимением «моя» – «голубка моя»! – очень важно для ласкового тона, который преобладает.)

С первых строчек понятно, как поэт относится к своей няне – между ними нет классовых преград, он обращается к ней как к равной, как к другу, как к близкому и дорогому человеку, с нежностью и любовью.

ВОПРОС: После обращения стоит «!», когда мы ставим «!», если предложение…? (Эмоционально окрашено.)

Итак, восклицательная интонация придаёт перефразам эмоциональную окрашенность, т.е. стихотворение сразу, с первых строк приобретает лирическую эмоциональную направленность.

ВОПРОС: Чем она усиливается далее? Что идет сразу же после обращения? (Познакомились с этим тропом при изучении басен Крылова: «Давно, давно ты ждешь меня» – повтор «давно, давно», который звучит как сожаление о долгом молчании, ведь этим лирический герой причинил боль и страдания близкому человеку.)

ВОПРОС: А как отражены чувства няни, её состояние? Проследите по тексту. (Они названы прямо: ждешь, горюешь; тоска, предчувствия, заботы.)

ВОПРОС: «Теснят твою всечасно грудь»  – это что за троп? (Метафора.)

Выражение «И медлят поминутно спицы / В твоих наморщенных руках» – это опять перефраз, потому что говорит, конечно же, не столько о поведении спиц или о том, что няня медленно вяжет, сколько о состоянии внутренней тревоги человека. Главная героиня не находит себе места, она все время ждет, и это ожидание сопровождается тревогой, тоской, предчувствиями. Образ «черного отдаленного пути» тоже имеет свое значение: это не только осенняя дорога, размытая дождями, это еще и образ сложной судьбы поэта, мысли о которой не покидают старую няню, поэтому грусть и тоска стесняют ее грудь, не давая покоя ни на минуту.

Удивительно образное представление состояния няни, её внутренней тоски и заботы открывает и глубину души самого поэта: ст-е отражает и его сердечное участие, умение понять чувства няни, откликнуться на них душой; ст-е буквально пронизано сопереживанием и пробуждает душевный отклик читателя вот уже почти два столетия.

Душевный отклик на поэзию А.С.Пушкина звучит и в тех романсах, которые были написаны разными русскими композиторами на стихи поэта.

Идеальным музыкальным воплощением стихотворного послания «Няне» является одноимённый романс Георгия Свиридова.

Простота и естественность выражения, глубокое и органичное слияние музыки и слова – вот те черты, которые свойственны произведениям данного композитора. В 19 лет он стал известен в широких кругах художественной интеллигенции Ленинграда (к концу 1930-х годов), благодаря пушкинскому циклу романсов.

Сегодня мы прослушаем романс Георгия Васильевича Свиридова из Цикла «Шесть романсов на слова А. С. Пушкина» – «Няне» в исполнении Дмитрия Хворостовского.  

ЗАДАНИЕ: при прослушивании романса обратите внимание, на каких словах делает акцент композитор, выделяя их музыкально (мелодией или голосом исполнителя).

ВОПРОС: как композитор использовал мелодичность пушкинской лирики? Удалось ли Свиридову в музыке передать лирическое настроение героя, его отношение к няне? Каким образом ему удаётся это сделать? Какие выразительные средства музыки использует композитор? (Динамические оттенки форте-пиано (громче-тише)).

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

«К няне» (характеристика романса). Та теплота и сердечность чувства, которые выразил Пушкин в своём стихотворении, пронизывают и всё существо свиридовской музыки. В гибкой и мягкой мелодике вокальной партии, отражающей все нюансы текста, в фортепианном сопровождении, рисующем жужжание веретена или бег спиц – во всём чувствуется большая бережность и нежность отношения поэта к «подруге дней своих суровых».

Выражение чувств, переживаний героев в  романсе  происходит  с постепенным усилением  динамики музыки:  образ  няни как  бы  приближается  к  поэту.  В  шестой  строфе  достигнутая  динамическая  кульминация  мелодии сменяется  «тихой»,  раскрывающей  смысл  всего   произведения: поэт  словно  отождествляет   себя  с  няней,  ведь  их  обоих   тяготят  «тоска, предчувствия, заботы».

В романсе  «К няне»  соединяются  и  свободная речь, идущая от первого монолога, и  песенность вместе с изобразительностью.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

Соединяя слово поэта с его музыкальным прочтением, словесник ставит перед собой задачу не только рассмотреть лирический шедевр А.С.Пушкина в его жанрово-тематической связи, но и развивать воспринимающе-интерпретирующую деятельность учеников в процессе анализа поэтического текста, сопоставляя стихотворный текст и его музыкальное воплощение

Искусство слова уступает музыке по силе воздействия на эмоциональный мир человека, но романс Г.В.Свиридова, прозвучавший на уроке, поможет более глубокому проникновению учащихся в лирический мир героя. Взаимовлияние двух искусств не только обогатит эмоциональный мир подрастающих читателей, но и будет способствовать решению частнометодических и общеметодических проблем в преподавании литературы в школе.