Статья напечатана в журнале «Литература в школе» №6, 2012. Урок внеклассного чтения по рассказу «Растрёпанный воробей».

Аннотация. Автор статьи останавливает внимание читателя на музыкальности прозы К.Г. Паустовского, постижение которой воздействует на эмоциональный мир школьников, расширяет их эстетический кругозор, учит поэтическому восприятию жизни.

Ключевые слова: жанр, реальное и фантастическое, музыкальность, звукопись, аллитерация, ассонанс, ритм.

«Поэтическое восприятие жизни,
всего окружающего нас – величайший дар,
доставшийся нам от поры детства».
К.Г. Паустовский.

Музыка нередко становится основой сюжета литературного произведения. Басни И.Крылова, повести Л.Толстого и А. Куприна, рассказы К. Паустовского и Ю. Нагибина и других художников слова повествуют о волшебной силе музыки, о её роли в судьбе героев, вымышленных и подлинных. Музыка звучит на страницах художественных произведений, помогая сказать о душевном состоянии героя, о важности того или иного события в его жизни. Порой музыка становится подлинным героем литературного произведения.

В книгах К. Паустовского зачастую звучит восторженная любовь к музыке. Для его героев музыка – помощник в жизни. Она помогает им побеждать недуги, дарит радость, обогащает духовно, будит веру в жизнь. Стоит вспомнить такие произведения писателя, как «Беглые встречи», «Поводырь», «Тост», «Повесть о лесах», «Молитва мадам Бовэ», «Повесть о моей жизни», «Чёрное море», чтобы убедиться в этом. В его произведениях «звучит» музыка Прокофьева, Шостаковича, Чайковского, Верди, песни и романсы, знакомые и незнакомые..

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

Большое место занимает музыка и в сказке К. Паустовского «Растрёпанный воробей», который всегда вызывает живой отклик у школьников. В разборе сказки, прочитанной учащимися дома, целесообразно выделить следующие шаги: 1) анализ жанровых особенностей произведения, 2) обращение к роли музыки в сюжетном построении сказки и в судьбе ее героев, 3) исследование музыкальности языка писателя, в частности, звукописности художественного текста как одного из способов его инструментовки.

Обращаясь к жанровой принадлежности сказки «Растрепанный воробей», школьники отметят, что в системе событий произведения переплетаются события, которые могут произойти в действительной жизни, и события фантастические, которые характерны для сказки. Сначала школьники назовут реальных героев и реальные события, которые могут произойти в действительной жизни. Героями сказки «Растрепанный воробей» являются девочка Маша и ее мама, которая работает в театре и репетирует главную роль в балете С. Прокофьева «Золушка», нянюшка Петровна, которая заботливо относится к Маше и переживает за ее маму, Машин папа, который прошел через тяжелые военные испытания и служит «в стране со странным названием «Камчатка». Он не принимает непосредственного участия в действии, но его подарок, маленький букет цветов из тонкого стекла, является одним из персонажей сказки. Учащиеся подготовят выборочный пересказ об истории этого букета и его роли в событиях произведения. Называя реальных героев сказки, учащиеся не пройдут мимо высокого дирижера, который был «занят тем, чтобы помочь Золушке», старых капельдинеров, «которые никогда не смотрят спектакли», но которые «бесшумно вошли в зал… и смотрели на Машину маму». Вспомнят учащиеся и милиционеров, которые имеют непосредственное отношение к развитию действия сказки. Сначала милиционеры возникают в сознании Маши, когда ей представилось, что чугунные лошади, которые «взвивались на дыбы», сорвутся с крыши театра и промчатся «с громом и звоном мимо милиционеров». Вспомнят ученики и эпизод, когда милиционер, стоявший «на соседнем углу», «оглядывался и прислушивался» к карканью вороны, всматривался внутрь ларька, оберегаемого вороной. Одним из главных эпизодов сказки является эпизод спасения милиционером воробья. Учащиеся не только перескажут этот эпизод, но и отметят, какое участие в событиях сказки принимает спасенный воробей. Наконец, школьники не пройдут мимо упоминания о милиционере, который как блюститель порядка открывает заколоченную дверь и прекращает драку вороны и воробьев в ларьке, «где летом продавали мороженое».

В сказке «Растрепанный воробей» реальные события соединяются с событиями вымышленными, придуманными рассказчиком, так тесно, что порой читателю трудно заметить, как реальное начало в том или ином эпизоде неожиданно перетекает в сказочное или, напротив, событие, свойственное сказке, приобретает черты действительной жизни. Обращаясь к событиям, свойственным сказочному повествованию, школьники отмечают, что эти события, мастерски придуманные рассказчиком, связаны прежде всего с изображением вороны и воробьев, которые размышляют и действуют по-человечески. Характерные признаки сказочных персонажей ученики запоминают на лету. Седая ворона предстает в их рассказах «скупой, сварливой». Школьники обращают внимание на то, что автор сказки называет ворону «ученой», знавшей все «воробьиные хитрости». Не случайно, «по ночам ей снилось», как воробьи растаскивают её «сокровища» из ларька, в котором она живёт. Застав в ларьке воробья по имени «Пашка», она наказала его, стукнув клювом по голове. Так происходит знакомство с главным героем сказки, которая называется «Растрёпанный воробей», и с «воробьиным племенем». Ученики прочитают отрывок рассказа между предложениями «Однажды ворона застала…» и «Ворона застала Пашку…», который представляет собой вставной рассказ о «воробьиной жизни», и отметят сочетание в этом рассказе волшебного и реального. Но внимание школьников сосредоточится прежде всего на изображении воробья Пашки, которого они характеризуют как сообразительного, отважного и находчивого. Стоит обратить внимание на глаголы, сопровождающие действия воробья, чтобы придти к утверждению, что растрепанный воробей предстает сказочным персонажем: он «соображал, чем бы Машу отблагодарить»; он «услышал рассказ об украденном букете, нахохлился и задумался»; он «увязался» за Машиной мамой, которая пошла в театр, а потом «собрал всех воробьев, какие жили поблизости» для нападения на вороний ларек. Он сумел возвратить брошь в самый нужный момент, осчастливив всех героев истории сразу: и маму-Золушку, и маму-женщину, и девочку Машу, и няньку Петровну, и множество зрителей в зале, которые переживали за героиню на сцене и ждали счастливого конца.

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

Итак, в сказке Паустовского «Растрепанный воробей», которая начинается не традиционным сказочным зачином «Жили-были…» или «В некотором царстве, в некотором государстве…», а описанием звона старых стенных часов, события будничные, реальные переплетаются с волшебными, и герои, с которыми читатель встречается в обыденной жизни, соседствуют с героями, обладающими волшебными качествами.

Следующий шаг урока связан с обращением к роли музыки в сюжетном построении сказки. С непосредственным изображением музыки связана лишь финальная часть сказки, но все события сказки так или иначе пронизаны ожиданием спектакля. Школьники не пройдут мимо упоминания о том, что Машина мама «готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу». Большую смысловую нагрузку несет эпизод, когда Машина мама «вынула стеклянный букет и тихо сказала ему несколько слов» («Вот, – прошептала мама, – ты и дождался»). Обращаясь к этому эпизоду, ученики воспроизведут слова Машиного папы, подарившего букет к будущему спектаклю, ожидать которого пришлось, видимо, довольно долго. Хрупкий букет, до которого Маше было запрещено дотрагиваться даже мизинцем, занял место на мамином столе. А потом букет утащила ворона, и мама, возвратившись из театра, «долго плакала». И только во время спектакля находчивый воробей бросил хрустальный букет в ладони Золушки, которая «дрожащими пальцами приколола его к своему платью».

В финальной части сказки в немногих словах дается изображение музыки. Какими же выразительными средствами пользуется автор для ее изображения? Ученики отметят метафоричность описания музыки в словосочетаниях «нарастающий гром музыки», «оркестр загремел». Единство звучащей музыки и переживания героини подчеркнуто в словах: «…музыка все время только и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами». Стилистический прием, подчеркнуто используемый здесь художником слова, не вызовет трудностей у школьников. Откликаясь на художественную выразительность этих строк, ученики придут к выводу, что писатель здесь прибегает к использованию олицетворения. Музыка, которая может «печалиться» и «радоваться», оказывает сильное воздействие на человека. Поэтому «в зале было много детей с пылающими от восторга щеками», поэтому, когда «загремел оркестр», «театральные огни задрожали от рукоплесканий».

Когда ученики говорят об изображении музыки во время спектакля, они не проходят мимо звукописной выразительности в ее описании. Но вместе с тем и многим другим фрагментам сказки К. Паустовского присуще музыкальное, звукописное начало. С термином «звукопись» учащиеся знакомятся на уроках русского языка, обращаясь к теме «Фонетика», где звукопись определяется как система средств и приёмов, создающая либо нужное автору эмоциональное впечатление от описываемого события, либо смысловую ассоциацию. У читателя сказки «Растрепанный воробей» создается ощущение, что героев сказки окружает звучащий мир. Писатель искусно извлекает из находящихся вокруг предметов, словно из музыкальных инструментов, всевозможные звучания. Привлекает внимание уже самое начало сказки, в котором дается музыкальное описание звона старых часов. «На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы щёлкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне. Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих». Строки этих начальных предложений подлинно звукописны. Вчитываясь в них, учащиеся находят повторение одинаковых согласных звуков и приходят к заключению, что писатель уже в начале сказки использует прием аллитерации как форму звуковой организации речи. В «портрете» маленького «железного кузнеца», творца игры старых часов, ученики обнаружат повторение звуков ст, с, з, которое дополняется шипящими согласными ч, ж, ш. Инерция шипящих звуков переходит и в начало следующего предложения: «Часы щелкнули…». Оперативно постигая секреты звукописности в сказочном повествовании, пятиклассники самостоятельно находят во втором предложении сонорные согласные м (мо…, ма…, ме…), л, м, которые вызывают ощущение монотонных ударов молота. В предложении, завершающем абзац, ученики выделят повторение звукового сочетания по, которое, казалось бы, робко прозвучало в предыдущих предложениях, но во многом определило звуковую палитру третьего предложения, подчеркивающего неумолимость течения времени. Ученики не проходят мимо повторения в предложении и звонкого начального звука з, которое носит звукоподражательный характер.

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

Героев сказки Паустовского окружает звучащий мир. Они живут в этом мире, переживают, чувствуют, мечтают, наслаждаются его красотой. Вот еще одна картина, связанная с изображением Маши, которая стоит у окна и думает о маме, танцующей в театре. Описание театра и чугунных лошадей на его крыше, сдерживаемых человеком с венком на голове, вновь рождает звучащие строки: «…если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров». Школьники без труда выделяют звуковые повторы, которые придают особую мелодичность картине, возникшей в воображении девочки, и подчеркивают свойственное героине поэтическое восприятие жизни, умение увидеть в привычном необыкновенное и яркое. На уроке определяется смысловая (семантическая) роль звуковых повторов, среди которых выделяются как ассонансы (если – человек – лошадей, площадь – громом – звоном, они – сорвались – мимо), так и аллитерации (множественные повторы парных согласных с – з, сонорных р и м, имитирующих гром и звон сорвавшихся с крыши чугунных лошадей).

Не может не привлечь внимания школьников и описание вечера: «Было так тихо, что казалось, всё спит кругом: весь дом, и сад за окном, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и всё сильнее белел от снега. Не спали только Маша, отопление и зима. Маша смотрела в окно, отопление тихонько пищало свою тёплую песню, а зима всё сыпала и сыпала с неба тихий снег. Он летел мимо фонарей и ложился на землю. И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу». Всматриваясь в текст, ученики обратят внимание не только на аллитерации (повторение согласных звуков «с», сонорных «л», «н», «м») и ассонансы (повторение ударных «о» и «е»), но и на лексические повторы, которые сообщают фрагменту сказки соразмерность и ритмичность. Лейтмотивом отрывка является тишина, которая создается завораживающим повтором слов «тихо», «тихонько», «тихий». Немаловажную роль в ритмике художественного текста выполняет повторяющийся союз «и», который выделяет важные в описании слова или усиливает действие («зима все сыпала и сыпала»). Передавая любознательность Маши, художник слова повторяет словосочетания: «И было непонятно…», «И еще было непонятно…», «Но непонятнее всего была…», – которые приобретают значение градации, то есть воссоздают действие в его последовательном развитии.

С картиной зимней природы, которую наблюдала в окно Маша, целесообразно соотнести зимний пейзаж, который увиден через то же окно Машиной мамой. «Тихо было в мире, и крупный снег, что падал с неба, всё прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки». Сопоставляя эти пейзажные описания, пятиклассники отметят, что их объединяет мотив тишины («Было так тихо…» – «Тихо было в мире…») и идущего снега («…а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег» – «… и крупный снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины»). Описания зимней природы, вызывающие у героев сказки настроение умиротворенности и душевного покоя, расположены в разных частях сказки: первый в самом начале произведения, а второй завершает сказку. Эти описания и обрамляют историю, героями которой являются Маша, ее мама, нянюшка Петровна и сказочные персонажи – воробей Пашка, седая ворона, историю, которая, как это всегда и происходит в сказке, заканчивается счастливым концом.

К. Паустовский говорил, что значение писателя определяется тем, как он действует на читателей, какие чувства, мысли и поступки вызывают его книги, обогащают ли они людей новыми знаниями, вызывают ли добрые чувства. Чтение и изучение его сказки «Растрепанный воробей», наблюдение за развитием сюжета и поведением героев воспитывает у пятиклассников чуткое отношение к окружающему миру, к природе. А обращение к музыкальности прозы писателя даёт словеснику возможность сделать шаг к формированию у учащихся умений в области лингвистического анализа текста.

Список литературы:

1. Алексанян Е.А. Константин Паустовский – новеллист. – М., 1969.
2. Бушко О.М. Школьный словарь литературных терминов – М.: Материк-Альфа, 2003.
3. Кузнецова Т.В. Анализ художественного текста. – Новосибирск: НГПУ,2002.
4. Левицкий Л. Константин Паустовский. – М., 1963.